Группа "Васильки", МАОУ "Школа №30" (дошкольный уровень), г.Ростов-на-Дону.

Воспитание без физического наказания. Консультация для родителей.

                                                              

Как воспитывать ребёнка без физического наказания.

Исакова Н.И., воспитатель МАОУ «Школа № 30» (дошкольный уровень)

Сторонники «физических мер» в своё оправдание часто ссылаются на Биб­лию. Но библейские пророки говори­ли, что палка должна использоваться не для того, чтобы наказывать, а для того, чтобы направлять на правильный путь. Дети нуждаются не в физическом нака­зании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.

Взрослым действительно подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребёнка. Многие задают шлепки и подзатыльники не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит?

10 возможных причин развития конф­ликта между детьми и взрослыми:

1) ребёнок не слушается, дерётся, ведёт
себя вызывающе;

2) ребёнок обманывает;

3) ребёнок ворует;

4) ребёнок не выполняет домашних

обя­занностей;

5)  ребёнок ломает игрушки, портит
вещи;

6) ребёнок капризничает во время еды,
при отходе ко сну;

7) ребёнок надоедает, постоянно приста­ёт, требует чего-то;

8) ребёнок делает всё медленно;

9) ребёнок плохо учится;

10)ребёнок всё время ноет, хнычет.

Прав ли во всех этих поведенческих ситуациях ребёнок? Как должны реаги­ровать на них взрослые?

Родители обычно уверены, что они всегда знают, как ребёнок должен себя вести в каждом конкретном случае. Часто у них есть образ «идеального ребёнка», с которым они и сравнивают своего реаль­ного. Взрослые при этом не учитыва­ют, что малыш может быть счастливым, только будучи самим собой, а не таким, каким они его себе воображают. Непра­вильные представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные

требова­ния к нему очень часто ведут к неверным реакциям на поведение своего, а не иде­ального ребёнка. Отсюда отрицательные чувства родителей: раздражение, гнев, ярость, которые в конечном итоге могут спровоцировать физическое наказание непослушного ребёнка.

К чему это приводит?

Родители, которые часто использу­ют физические наказания, добиваются только видимости послушания со сторо­ны детей.

Каким может быть ответ ребёнка на физическое наказание?

Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправить­ся, а совсем другие чувства.

• Возмущение, обиду: «Это несправед­ливо. Я не заслужил такого отноше­ния».

• Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними сквитаюсь».

• Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему».

• Изворотливость, трусость: «В следую­щий раз я постараюсь не попасться».

• Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие».

Как изменить ситуацию, когда ребё­нок проявляет непослушание? Как пре­рвать цепь наказания?

1. Измените ситуацию так, чтобы ребёнку незачем было вести себя непра­вильно (например, если он постоянно обращается с требованиями, просьбами, не даёт родителям поговорить друг с другом). Не дожидайтесь, пока ребёнок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите ему хотя бы 15 минут, поиграйте, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы проявить свои тёплые чувства к нему (чаще улыбайтесь; проходя мимо, просто погладьте ребёнка по руке).

2. Не предъявляйте ребёнку требо­ваний, которые не соответствуют его
возрасту и возможностям. (Например, папа шлёпает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить» её не выбегать на шумную улицу.) Присматривайте за детьми вопасных ситуациях, пока они не достиг­нут возраста шести-семи лет и сами смогут оценить степень опасности.

3. Не доводите ситуацию непонимания своего ребёнка до такого состояния, когда он чувствует себя загнанным в угол и поэтому постоянно обманывает. Постарайтесь понять, что ребёнок не родился лгуном, а у него должны быть причины для вранья.

4. Не реагируйте на непослушание ребёнка, даже если его поведение вызвало у вас гнев, раздражение (например, он постоянно ноет). Используйте те приё­мы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц и т.д.

5. Никогда не забывайте, что если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физи­ческое наказание. (Например, ребёнок всё время толкается, возится, шумит и успокаивается лишь тогда, когда его отшлёпают). Примените другие меры воздействия (кроме физического наказания), которые вы ещё не испробовали.

6. Не действуйте сгоряча. Останови­тесь и проанализируйте, отчего ваш ребё­нок ведёт себя не так, как вам хочется.

7. Подумайте: не требуете ли вы от него слишком многого?

8. Может быть, поступок ребёнка, за который вы его наказываете, - это сиг­нал тревоги, говорящий, что ваш воспи­танник попал в трудную ситуацию?

9. Постарайтесь помочь своему ребёнку, поддержать его в затруднительной для него ситуации, не прибегая к наказанию.

10. Помните: самый короткий путь к уму ребёнка ведёт не «через ягодицы», а через глаза и уши.

13 ноября 2016 в 13:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.