Группа "Васильки", МАОУ "Школа №30" (дошкольный уровень), г.Ростов-на-Дону.

Игры с куклой. Рекомендации для родителей.

 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ                                                                          

 

«ИГРЫ С КУКЛОЙ»

 

Исакова Н.И., воспитатель

 МАОУ «Школа № 30» (дошкольный уровень)

 

Игра всерьез.

Педагоги всегда уделяли значительное внимание вопросу о роли и месте куклы в игровой деятельности дошкольников. Ученые считают, что куклы, являясь прообразом человека, будят в ребенке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о младших, заботы о детях. Игры с куклой оказывают поло-кительное влияние на формирование гармоничных отношений со сверстниками, усвоение социальных форм поведения. Куклa, будучи «заместителем» человека, позволяет ребенку отобразить жизнь и деятельность взрослых, их взаимоотношения и чувства.

Мама,  купи мне куклу!

Почему же сегодня дети все реже играют  куклами? Мы предполагаем, что интерес ребенка к игре с куклой не имеет необходимой стимулирующей среды. В самих себя дети не играют, так как это им не интересно, а наблю­дать за взаимоотношениями между ребенком и взрослыми негде.

С другой стороны, куклы, которых пред­лагает детям промышленность, настолько не­эмоциональны и статичны, что не вызывают у ребенка ответных эмоций, не побуждают к игре с ними. Их невозможно ни усадить, ни переодеть, ни тем более завернуть. Образ «я», характер куклы зачастую и не определишь, даже возраст предположить трудно. Все это не способствует развитию у малышей инте­реса к игре с куклой.

Возможно, некоторые нам возразят -дети очень охотно выбирают в магазине кук­лу Барби - в образе топ-модели. Да, сегодня Барби есть практически у каждой девочки от 3 до 7 лет. Но, как показывает практика, интерес к ней быстро угасает, а уж игра и вовсе не разворачивается, хотя имеется много разнооб­разной атрибутики. С нею девочки, как нам ка­жется, играют в другую древнюю игру - «Бах­вальство». Но мы этой игрой не интересуемся.

Отказавшись от натуралистического обра­за куклы, который скорее отталкивает, чем вы­зывает желание окружить ее теплом и заботой, мы отмечаем другую крайность — излишне юмористический, фантазийный или декоратив­ный ее образ, который не находит соответству­ющих аналогов в жизни и поэтому также не может стать средством ее отображения.

Играем в «Дочки-матери».

Нам удалось установить, что для игры в «Дочки-матери» детям нужны куклы-младенцы, которых можно пеленать, переодевать, купать, соразмерные руке и силам ребенка. Куклы должны иметь свой характер - веселый, озор­ной, лиричный. Есть и такие, выраже­ние лица которых меняется от поворо­та головы. Такие куклы нравятся детям, вызывают у них ответные положитель­ные эмоции. Для игры в «Дочки-мате­ри» или  (Семью» нужны куклы отобра­жающие детей в разном возрасте - младенцы, малыши, ровесники.

Помимо самой куклы, для игры с ней нужна различная игровая атрибути­ка - целый дом, соразмерный сначала росту ребенка (в младшем дошкольном возрасте), а за­тем самой кукле. Мебель, посуда, постельные принадлежности и прочие предметы игрового обихода должны быть также соразмерны между собой, эстетичны и удобны. Посуда должна уме­щаться на столе и полках, одеяла укрывать куклу, ее одежда висеть в шкафу на вешалках или скла­дываться в комод. Чем больше действий может производить с ними ребенок, тем содержатель­нее будет его игра. Нелишне вспомнить, сколько полезных знаний могут получить дети через игру с куклой в детском саду. Так,  например, ку­кольная одежда вяжется и шьется из разных тка­ней, с разными застежками. А это целая школа тактильного опыта! Знакомство с предметным миром, его свойствами, материалами, способа­ми действия осуществляется прежде всего через самую древнюю игру - игру с куклой.

Все понарошку.

Но не стоит увлекаться чрезмерным обеспечением игры различными предмета­ми и оборудованием. Скажем, еду для куклы не стоит приобретать готовую, пластмассо­вую. Путь лучше «варят» ее понарошку. (Ап­петитные пластмассовые фрукты и овощи го­дятся скорее как образец для изо-деятельнос­ти). Многое, даже и саму куклу, лучше всего сделать самим, или подобрать что-то в каче­стве заместителя недостающего. Когда ребе­нок обращается за каким-то предметом для игры или просит куклу – нужно взять, как наши прабабушки, пучок соломы или травы, завернуть чурку в одеяльце и покачать. А встретив удивленно-завороженные вашей иг­рой воображения глаза ребенка, предложить ему их бережно, «чтобы не разбудить». В мо­мент востребованности для игры легко пре­вращаются в необходимые предметы и куби­ки, и травинки, и камушки. Можно вообще обойтись без предмета… Что-то взял, повер­тел в руках и передал заинтересовавшемуся ребенку. Малыши легко принимают такое за­мещение, усваивают этот игровой прием.

Учим играть.

Учитывая социальную и развивающую значимость игр с куклой, мы выдвигаем задачу обучения детей этим играм. Педаго­гами детского сада был наработан опыт раз­вития речи через дидактические игры с кук­лой. В экспериментальных детских садах мы применили серию этих игр не только в це­лях речевого и познавательного развития, но и в целях развития этой проблематики игр. Накормим Катю. Уложим Катю спать. Катя идет гулять. День рождения куклы Кати и тому подобные сюжеты, которые разыг­рывались воспитателем в кукольном доме с активизирующим общением с детьми: вопросы, просьбы, приглашение к участию и сотрудничеству. Постепенно дети увлек­лись игрой, придумывали новые решения. Даже самые маленькие в этой ситуации мо­гут играть дружно.

13 ноября 2016 в 13:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.