Группа "Васильки", МАОУ "Школа №30" (дошкольный уровень), г.Ростов-на-Дону.
Игры с куклой. Рекомендации для родителей.РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИГРЫ С КУКЛОЙ»
Исакова Н.И., воспитатель МАОУ «Школа № 30» (дошкольный уровень)
Игра всерьез. Педагоги всегда уделяли значительное внимание вопросу о роли и месте куклы в игровой деятельности дошкольников. Ученые считают, что куклы, являясь прообразом человека, будят в ребенке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о младших, заботы о детях. Игры с куклой оказывают поло-кительное влияние на формирование гармоничных отношений со сверстниками, усвоение социальных форм поведения. Куклa, будучи «заместителем» человека, позволяет ребенку отобразить жизнь и деятельность взрослых, их взаимоотношения и чувства. Мама, купи мне куклу! Почему же сегодня дети все реже играют куклами? Мы предполагаем, что интерес ребенка к игре с куклой не имеет необходимой стимулирующей среды. В самих себя дети не играют, так как это им не интересно, а наблюдать за взаимоотношениями между ребенком и взрослыми негде. С другой стороны, куклы, которых предлагает детям промышленность, настолько неэмоциональны и статичны, что не вызывают у ребенка ответных эмоций, не побуждают к игре с ними. Их невозможно ни усадить, ни переодеть, ни тем более завернуть. Образ «я», характер куклы зачастую и не определишь, даже возраст предположить трудно. Все это не способствует развитию у малышей интереса к игре с куклой. Возможно, некоторые нам возразят -дети очень охотно выбирают в магазине куклу Барби - в образе топ-модели. Да, сегодня Барби есть практически у каждой девочки от 3 до 7 лет. Но, как показывает практика, интерес к ней быстро угасает, а уж игра и вовсе не разворачивается, хотя имеется много разнообразной атрибутики. С нею девочки, как нам кажется, играют в другую древнюю игру - «Бахвальство». Но мы этой игрой не интересуемся. Отказавшись от натуралистического образа куклы, который скорее отталкивает, чем вызывает желание окружить ее теплом и заботой, мы отмечаем другую крайность — излишне юмористический, фантазийный или декоративный ее образ, который не находит соответствующих аналогов в жизни и поэтому также не может стать средством ее отображения. Играем в «Дочки-матери». Нам удалось установить, что для игры в «Дочки-матери» детям нужны куклы-младенцы, которых можно пеленать, переодевать, купать, соразмерные руке и силам ребенка. Куклы должны иметь свой характер - веселый, озорной, лиричный. Есть и такие, выражение лица которых меняется от поворота головы. Такие куклы нравятся детям, вызывают у них ответные положительные эмоции. Для игры в «Дочки-матери» или (Семью» нужны куклы отображающие детей в разном возрасте - младенцы, малыши, ровесники. Помимо самой куклы, для игры с ней нужна различная игровая атрибутика - целый дом, соразмерный сначала росту ребенка (в младшем дошкольном возрасте), а затем самой кукле. Мебель, посуда, постельные принадлежности и прочие предметы игрового обихода должны быть также соразмерны между собой, эстетичны и удобны. Посуда должна умещаться на столе и полках, одеяла укрывать куклу, ее одежда висеть в шкафу на вешалках или складываться в комод. Чем больше действий может производить с ними ребенок, тем содержательнее будет его игра. Нелишне вспомнить, сколько полезных знаний могут получить дети через игру с куклой в детском саду. Так, например, кукольная одежда вяжется и шьется из разных тканей, с разными застежками. А это целая школа тактильного опыта! Знакомство с предметным миром, его свойствами, материалами, способами действия осуществляется прежде всего через самую древнюю игру - игру с куклой. Все понарошку. Но не стоит увлекаться чрезмерным обеспечением игры различными предметами и оборудованием. Скажем, еду для куклы не стоит приобретать готовую, пластмассовую. Путь лучше «варят» ее понарошку. (Аппетитные пластмассовые фрукты и овощи годятся скорее как образец для изо-деятельности). Многое, даже и саму куклу, лучше всего сделать самим, или подобрать что-то в качестве заместителя недостающего. Когда ребенок обращается за каким-то предметом для игры или просит куклу – нужно взять, как наши прабабушки, пучок соломы или травы, завернуть чурку в одеяльце и покачать. А встретив удивленно-завороженные вашей игрой воображения глаза ребенка, предложить ему их бережно, «чтобы не разбудить». В момент востребованности для игры легко превращаются в необходимые предметы и кубики, и травинки, и камушки. Можно вообще обойтись без предмета… Что-то взял, повертел в руках и передал заинтересовавшемуся ребенку. Малыши легко принимают такое замещение, усваивают этот игровой прием. Учим играть. Учитывая социальную и развивающую значимость игр с куклой, мы выдвигаем задачу обучения детей этим играм. Педагогами детского сада был наработан опыт развития речи через дидактические игры с куклой. В экспериментальных детских садах мы применили серию этих игр не только в целях речевого и познавательного развития, но и в целях развития этой проблематики игр. Накормим Катю. Уложим Катю спать. Катя идет гулять. День рождения куклы Кати и тому подобные сюжеты, которые разыгрывались воспитателем в кукольном доме с активизирующим общением с детьми: вопросы, просьбы, приглашение к участию и сотрудничеству. Постепенно дети увлеклись игрой, придумывали новые решения. Даже самые маленькие в этой ситуации могут играть дружно. 13 ноября 2016 в 13:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.