Группа "Васильки", МАОУ "Школа №30" (дошкольный уровень), г.Ростов-на-Дону.

Игры, которые лечат. Рекомендации для родителей.

                                           

 

Игры, которые лечат.

 

 

Исакова Н.И., воспитатель

 МАОУ «Школа № 30» (дошкольный уровень)

Болезни – штука неприятная. Особенно детские. Но на календаре сырой и промозглый ноябрь, а значит, избежать многочисленных  простуд, скорее всего не удастся. Дети очень не любят лечиться,  поэтому, как только первые «горячие денечки» остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и совсем не обязательным. Стараясь разумно сдерживать боевой настрой, не забывайте о том, что ваша излишняя тревожность и озабоченность – далеко не самые хорошие лекари. И что жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются  с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить.

Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой. Это все правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофизиологические особенности детского организма. Психоэмоциональное  состояние играет положительную роль в оздоровлении. Если у взрослых людей более 70% заболеваний имеют психосоматическую основу, т.е. заболевание является реакцией организма на наши эмоциональные проблемы, то дети зачастую «отвечают» болезнью на беспокойство и озабоченность родителей. А именно в таком состоянии мы прибываем, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка. Другая особенность организма ребенка – постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т. е. к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающихся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно- мышечный аппарат, слабее работают сердечно- сосудистая и дыхательная система. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям. Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины – лечебно – профилактической физкультуре. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем  всестороннему, гармоничному физическому и умственному их развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Мы постарались подобрать как можно больше игр по каждому виду заболеваний. Легкие игры можно чередовать с более сложными, это позволит разнообразить занятия. Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3-4 месяца по 2-3 раза в день).

Игры при заболеваниях дыхательной системы:

«Пастушок дудит в рожок»

 

Цель. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых  губах.

Материалы. Рожок, дудочка.

Ход игры. Попросить ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы «созвать всех коров». Покажите, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть.

 

«Мышка и Мишка»

Цель. Формирование  глубокого ритмичного вдоха, и выдоха развитие координации движений, укрепление  мышц позвоночника.

Ход игры. Родители показывают движения и произносят слова:

- У Мишки дом огромный.

(Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох)

- У мышки – очень маленький.(Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «шшш…».)

-  Мышка ходит (Ходит по комнате.)

В гости к  Мишке,

Он же к ней не попадет.

Попросить ребенка повторить стишок с движениями 4-6 раз. Следить за четкостью и координацией движений ребенка.

 

«Поезд»

 

Цель. Улучшение функции дыхания, умение реагировать на сигнал.

Ход игры. Предложить ребенку отправиться в путешествие, превратившись в «вагончики» со всеми членами семьи. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить первый раз сначала взрослый. Он гудит и отправляется в путь. «Вагончики» слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку « гу,гу », они начинают  двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов взрослого «Поезд приехал на станцию» все замедляют ход и начинают двигаться задом до сигнала «Приехали».

 

Игры при заболеваниях сердечно – сосудистой системы

«Пальчик о пальчик»

 

Цель. Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реакций, выполнение действий по команде, координация  движений рук.

Ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения:

- Пальчик о пальчик тук да тук, хлопай! ( Хлопают в ладоши.)

Ножками топай, топай! (Повторите 2 раза.)

Спрятались, спрятались!  (Закрыть лицо руками.)

Пальчик о пальчик тук да тук! (Повторить 2 раза).

Игры после перенесенных  инфекционных заболеваний

«Заинька – паинька»

 

Цель. Развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.

Ход игры. Встань напротив ребенка, и попросить его повторять движения в соответствии со словами песни:

- Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись, (Кланяется в разные стороны.)

Вот так, вот сяк поклонись.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись. (Поворачивается, руки на  поясе.)

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так, вот сяк топни ножкой. (Топает по очереди каждой ногой.)

Взрослый следит за правильным выполнением движений. Наблюдает, чтобы не было переутомления и перевозбуждения.

13 ноября 2016 в 14:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.