Группа "Васильки", МАОУ "Школа №30" (дошкольный уровень), г.Ростов-на-Дону.

Ознакомление дошкольников с осенними явлениями природы. Консультация для родителей.

 «Ознакомление дошкольников с осенними явлениями природы»

 

Исакова Н.И., воспитатель

 МАОУ «Школа № 30» (дошкольный уровень)

Осень - одно из благоприятных времен года для наблюдений за из­менениями в природе'. При изучении природных явлений педагог обращает внимание дошкольников на многие признаки различных времен года, учит прослеживать связь между ними. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней учебного года. Знания в этой сфере (как и в любой другой) ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Начинается этот процесс в первую очередь на ежедневных про­улках, Детям предлагается понаблюдать за явлениями неживой при­роды. Младших дошкольников учат замечать изменения погоды: солн­це светит и греет меньше, часто идут дожди, холодно, ветер качает деревья, срывает листья, которые падают, кружась в воздухе. Воспи­татель обращает внимание малышей на то, что люди стали тепло оде­ваться, ходят в непромокаемой обуви, под зонтами. Нужно указать ребятам на появление луж после дождя и подтолкнуть воспитанников

к установлению причинно-следственной связи: прошел дождь ~ на земле лужи, выглянуло солнышко - лужи высохли.

Благодаря систематическим наблюде­ниям за дождем дети смогут понять появле­ние снега: сначала дождь идет все чаще, за­тем он становится все холоднее, пока, нако­нец, не появляются первые снежинки и лед. Наблюдения за изменениями погоды можно связать с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что, когда дует ветер, эти игрушки вертятся. После этого от­крытия воспитатель может предложить ма­лышам подумать, почему качаются деревья: Наиболее яркие изменения происхо­дят осенью в растительном мире. В осен­ний период ребята наблюдают как измени­лись листья деревьев: поменяли окраску, стали опадать. С помощью соответствую­щих игр и наводящих вопросов педагога дети должны прийти к выводу, что у раз­ных деревьев разная окраска листьев. Например, полезна игра "Найди такой же". Из похожих листьев одного дерева воспи­татель делает карточки, перемешивает их и просит ребенка найти пару одной из вы­тянутых картинок. Опавшие же листья можно собрать для осеннего букета, кото­рый затем помещают в уголок природы.

Воспитателю важно вызвать у детей первые эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев. Этому способствуют не только  непосред­ственно слова педагога, но и осязательные ощущения дошкольников во время листопада: они бегают по сухим листьям, прислушиваются к их шуршанию, что помога­ет им глубже прочувствовать красоту осенней природы. Много радости доставляют детям осенние цветы в цветнике (гладиолусы, георгины, астры, ноготки и др.). Воспитатель отмечает отличия этих сортов от летних, а также демонстрирует ребятам, как выкапывать цве­тущие растения, пересаживать их в горшки, украшать ими помещение группы.

Также малыши наблюдают, как взрослые и старшие дети убирают урожай овощей. Младшим дошкольникам показывают, что выросло на грядках к осени, предлага­ют самостоятельно выдернуть лук, морковь, свеклу.

Следует обращать внимание ребят на птиц. Лучше всего это делать, прикармливая пернатых. В процессе кормления воспитатель сообщает, что на участок при­летают разные птицы. Время от времени после наблю­дения на прогулках воспитатель должен вывешивать в уголке природы картинки с изображением птиц, кото­рых дети видели в этот день. Придя в группу, нужно спросить: "Кого мы сегодня видели на прогулке? Пра­вильно, воробья. На этой картинке такой же воробей", Вскоре дети заметят, что видят все меньше птиц. Педа­гог объясняет им, что они собираются в большие стаи и скоро улетят в теплые края. Также малышам расска­зывают (а впоследствии показывают), что старшие ре­бята будут подкармливать оставшихся, зимующих птиц. Младшие дошкольники вносят свой посильный вклад: собирают семена для зимней подкормки пернатых.

В этом же возрасте дети узнают простейшие повадки остальных живых существ: осенью насекомые прячутся, заяц меняет свою шуб­ку, медведь ищет берлогу.

В среднем дошкольном возрасте дети начинают усваивать более сложные понятия и закономерности.

Наблюдая за явлениями неживой природы, они устанавливают более глубокие (по сравнению с прошлым годом) причинно-следственные связи: солнце светит мало, поэтому стало холодно; пти­цам не хватает пищи, их надо подкармливать.

В то же время детям еще трудно определить переход от лета к осени по первым признакам. Приметы переходных сезонов (весны, осени) осваиваются медленнее, чем зимы, лета. Поэтому подготавли­вать дошкольников к усвоению этих понятий надо постепенно, на основе накапливания у них чувственного опыта и формирования конкретных представлений об отдельных характерных признаках каждого времени года.

Другими словами, воспитатель, давая ребятам некие новые зна­ния, опирается (вспоминает вместе с ними или рассказывает заново) на уже известные им факты.

К примеру, дети уже могут устанавливать последовательность: летний теплый дождь - осень, похолодание - холодный затяжной дождь - снег. Но еще не вполне могут связать эти изменения с сол­нечной активностью. Воспитатель же дает им задание: проследить, где раньше высохнут лужи — в тени или на солнце, после чего спраши­вает, почему так происходит. Когда появляется иней (т. е. наступают первые заморозки), педагог обращает внимание на изменения почвы: стала твердой, ее сложнее вскопать. На вечерней прогулке дети начи­нают замечать, что солнце заходит раньше. После многократных на­блюдений дошкольники смогут сделать вывод, что оно совершает определенный путь. Воспитатель сообщает им, что сейчас осень и путь солнца короче.

Также на прогулках педагог по-прежнему обращает внимание детей на листья деревьев. Как и в прошлом году, он пытается показать им красоту золотой осени. Параллельно с этим полезно проводить игры типа "Узнай дерево", "От какого дерева лист", Интересна и такая игра: дети изображают различные деревья, держат в руках листья, По заданию педагога они выполняют различные действия. Например, воспитатель говорит: "Дует сильный ветер и качает деревья". Дети начинают покачивать листья руками. "Закружились листочки" - все кружатся, подняв руки. "А теперь листочки полетели на землю" ребята подбрасывают листья, приседают и т. д,

В это время года дошкольники собирают листья для букетов, а воспитатель попутно указывает им, что некоторые из них желтеют, краснеют или опадают раньше других, а некоторые, например листья сирени и дуба, долго остаются зелеными и не опадают.

В этом же возрасте дошкольники знакомятся с понятием "листо­пад". Ребята бегают по опавшим листьям, играют с ними. Уместно будет прочитать им соответствующее стихотворение,

Когда все листья опадут, целесообразно отвести детей на прогулку в парк, желательно с хвойными деревьями. Здесь ре­бята упражняются в узнавании деревьев без листьев, а также сравнивают убранство ели и сосны с другими деревьями. На участке дошкольники сгребают опавшие листья, свозят в ямы, чтобы не было вредителей,

Для эмоциональной основы усвоения знаний воспита­тель показывает картины об осени, читает стихи. Впечат­ления, полученные при наблюдении, следует закреплять в дидактических играх, на занятиях по изобразительной деятельности.

Продолжаются в средней группе наблюдения и за растениями цветника. Ребят надо подвести к выводу, что цветущих растений становится все меньше, Для луч­шего ознакомления с осенними цветами можно прове­сти с дошкольниками игру "Отгадай, что задумали" (де­ти должны описать цветущие растения). Целесообразно также проводить разнообразные дидактические игры.

Можно выкопать кустики астр, ноготков, бархат­цев (тагетес) и перенести их в группу для дальнейших наблюдений. Также неплохо организовать сбор круп­ных семян растений цветника, например настурции и ноготков, чтобы дети могли сравнивать их. Необходимо показать, как собирать семена, научить отличать спелые от неспелых. После прогулки в группе семена рассматривают и сортируют.

Дошкольники среднего возрас­та уже могут активно принимать участие в сборе урожая. Воспита­тель обращает внимание детей на то, что они хорошо ухаживали за овощными культурами, поэтому со­брали хороший урожай. Также ре­бята учатся отличать зрелые овощи от незрелых плодов по величине, цвету, форме, плотности. Если есть возможность, надо побывать во фруктовом саду (или на участке) при сборе яблок. Дети по­любуются яблоками, ощутят их аромат; педагог объяснит дошкольни­кам, что яблоко спелое, если семечки у него темные.

Продолжаются наблюдения за птицами. На прогулке воспита­тель просит постоять тихо, прислушаться к звукам в парке; "Что слыш­но? Поют ли птицы?", назвать их. Ребята рассматривают разных птиц, сравнивают по величине, окраске, повадкам, различают по издавае­мым ими звукам. Педагог напоминает детям, что птицам в холодное время года очень трудно найти корм, поэтому их надо подкармливать. Дошкольники среднего возраста уже не просто наблюдают за под­кормкой, а непосредственно участвуют в ней. Вместе с педагогом они определяют место для кормушек, а затем их вывешивают. Ежедневно, выходя на прогулку, дети запасаются кормом для птиц. Воспитатель также учит ребят подмечать, какая птица охотнее клюет тот или иной корм.

В уголке природы можно посвятить занятие какой-нибудь птице, например щеглу, канарейке.

Постепенно ребята замечают, что совсем не видно насекомых: бабочек, жуков, кузнечиков. Можно предложить детям поискать на­секомых под опавшими листьями, в щелях и трещинах коры, под камнями и подумать, почему они туда попрятались.

Также воспитатель отчасти напоминает, а отчасти рассказывает об изменениях в жизни лесных животных: белка запасает корм, еж ищет себе норку, медведь берлогу, заяц меняет свою шубку.

Ребята помогают готовиться к зиме животным из уголка приро­ды  заготавливают для них корм (семена конского щавеля, подо­рожника, колоски хлебных злаков; душистые травы — мяту, донник, а также песок и камешки (для птиц).

В старшей группе детей более подробно знакомят с доступными их пониманию связями в неживой природе, с причинами возникно­вения некоторых явлений, с влиянием неживой природы на жизнь растений и животных, труд человека. Это становится возможным потому, что на шестом году жизни ребенок уже способен сравнивать, обобщать признаки наблюдаемых предметов и явлений, самостоятель­но мыслить. Развивается любознательность.

Уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста достаточен для усвоения ими систематизиро­ванных знаний о сезонных изменениях в природе. Ребенку пяти-шес­ти лет доступно и осознание последовательности природных явлений. Поэтому в старшей группе у детей формируют обобщенное представ­ление о временах года.

Уже в самом начале осени воспитатель обращает внимание до­школьников на признаки наступления этого сезона. Систематически (из окна комнаты, на прогулках и экскурсиях на природу) с детьми ведутся наблюдения за осенней погодой.

Помимо уже привычных наблюдений (за длительностью свето­вого дня, изменением температуры и активностью солнца), ведутся и новые. С помощью воспитателя дошкольники замечают, что в начале осени небо ясное с небольшими облачками, воздух прозрачный, В конце — небо серое, часто в тучах. Наблюдения ведутся до и после » дождя, чтобы ребята четко осознавали его связь с тучами.

Вместе с педагогом дети ежедневно отмечают силу и на­правление ветра. Поздней осенью внимание воспитанников фиксируется на том, что, когда они просыпаются утром, за окном темно. Подводите их к выводу, что дни стали короче (солнце всходит позднее, а садится раньше). Дети узнают при­чину изменения продолжительности дня и ночи, особенности погоды в данный сезон.

В этом возрасте они уже могут характеризовать состоя­ние погоды: пасмурная, дождливая, холодная, ветреная, солнеч­ная. Благодаря этим умениям, а также постоянным наблюдениям за погодой (утром и вечером заметно холоднее, чем днем; в сере­дине и в конце осени холода усиливаются, лужи замерзают, кры­ши покрываются инеем) у детей формируются представления о влиянии солнца на смену дня и ночи, о его роли в жизни расте­ний и животных, о том, что оно является источником света и тепла. Воспитатель объясняет, что в зависимости от положения земли относительно солнца сменяются времена года. Лучше всего для этого использовать модель "Путь солнца". В рассказе о пользе солнца для всего живого на земле поможет графическая модель "Кому нужно солнце",

Для познания причин смены сезонов нужно про­вести игру, в которой отражаются действия, модели­рующие движение земли вокруг солнца: "Почему на­ступает другой сезон?". Дети самостоятельно опреде­ляют связь между расположением земли относительно солнца и сезоном. Для уточнения и пополнения знаний воспитанников о временах года необходимо читать художественную литературу: К.Д. Ушинского "Осень", Н.И. Сладкова "Осень на пороге", "Сен­тябрь", "Октябрь", "Ноябрь" и др. В этих же целях хорошо зачитывать отрывки из соответствующих стихотворений и загадывать загадки.

Чтобы сформировать у детей обобщенное представление об осе­ни как о времени года, когда существенно меняются условия жизни для живых существ, можно провести занятие "Осень", на котором дошкольникам предлагается объяснить пословицы, связанные с осо­бенностями осенней природы.

Можно рассказать детям, что осенью один день бывает равен ночи, и он называется днем осеннего равноденствия.

В это время года на вечерних прогулках уже видны звезды и луна. Нужно объяснить воспитанникам, что они находятся на небе всегда, хотя днем их не видно. Иногда их не видно и вечером, дети должны уметь связать это с облаками.

В целом в старшей группе у дошкольников формируют представ­ления о неживой природе как среде обитания животных и растений, о некоторых метеорологических явлениях, влияющих на процессы в живой природе.

Как и в прошлом году, воспитатель обращает внимание детей на изменения в окраске листьев и листопад.

Педагог помогает ребятам установить связь меж­ду листопадом и первыми заморозками. Старшие до­школьники должны понимать значение листопада: опадая, листья оберегают деревья от потери влаги и замерзания, предотвращают обламывание веток во время сильных ветров и снегопадов. Кроме того, опав­шие листья защищают корни дерева: укрывая земли сплошным ковром, они оберегают их тем самым от морозов, Помимо защиты корневой системы от холо­дов листья, сгнивая, делают почву питательной. Ребята даже могут помочь этому процессу, собрав листву в кучу, перелопа­тив ее и обильно полив. Таким образом, дошкольники узнают, что листья нужно убирать только с дорожек, а под деревьями их лучше оставить.

В это время года педагог старается доставить детям удовольствие от наблюдений за осенней природой. Поможет в этом не только непо­средственное осязание красот осени, но и стихи, например "Листо­пад" И.А. Бунина.

Познание осенних изменений в растительном мире не ограничи­вается наблюдениями за листьями деревьев. Воспитанникам можно показать различные семена и плоды: дуба (желуди), хвойных деревьев (дети с удовольствием сравнят разные шишки, найдут в них семена). С плодами и семенами можно поиграть в игру "С чьей ветки дет­ки?" — дошкольники находят плоды от того или иного дерева. Инте­рес вызовет и такая игра: плоды одного дерева кладут к листьям дру­гого и предлагают детям устранить путаницу.

Поздней осенью нужно показать воспитанникам почки и рас­сказать, что они находятся в состоянии покоя и распустятся только весной.

В старшем дошкольном возрасте продолжается знакомство детей с осенними цветами. Они узнают, что есть однолетние и многолетние растения, собирают их семена и учатся определять по семечку, что из него вырастет. Полезно проводить дидактическую игру "В нашем цветнике" (ребенок по семенам определяет растение).

В это время года дети могут наблюдать за посадкой в грунт луко­виц тюльпанов, нарциссов, крокусов, как готовят почву под газон. В последнем они и сами могут поучаствовать:

-утеплять оставшиеся в грунте многолетники листьями и тра­вой;

-проводить очистку цветника, удаляя засохшие стебли и корни однолетних растений;

 -перекапывать почву вместе с органическими удобрениями.

Не зимующие в грунте канны, георгины, гладиолусы, клубневые бегонии нужно перенести в помещение. Их хра­нят в сухом и темном месте при температуре 5 - 7 °С.

На прогулке следует отвести детей в сквер, где они смогут увидеть подготовку цветников к зиме взрослыми. Как и раньше, дошкольники продолжают участво­вать в сборе урожая, однако в этом году гораздо актив­нее. Повышению интереса к выращиванию растений поспособствует праздник урожая с выставкой овощей1, подготовленной детьми, а также привлечение детей к приготовлению овощных блюд - винегрета, салата, к засолке огурцов (для своей группы), квашению капусты и др.

В старшей группе значительно расширяется содер­жание работы, которая знакомит с сезонным трудом взрослых. Дошкольники наблюдают за выкапыванием картофеля, его сбором, закладкой на хранение. Органи­зуются целевые прогулки в плодовый сад. Дети узнают, как взрослые утепляют деревья к зиме. В процессе та­ких прогулок они могут оказывать посильную по­мощь - поддерживать растение во время посадки, за­сыпать землей, поливать. Нужно показать детям поздний сорт яблок - зеленую антоновку.

Продолжаются наблюдения за животными, в первую очередь за птицами. В этом возрасте дошкольники уже знают, что птицы делятся на зимующих и перелетных. Воспитатель может организовать наблю­дения за сбором перелетных птиц (например, грачей) в стаи и отлетом. Во время прогулки к грачовнику целесообразно обратить внимание дошкольников на окружающую природу, вспомнить строчки из сти­хотворения Н. Некрасова: "Поздняя осень, грачи улетели. Лес обна­жился, поля опустели...".

Дошкольники старшего возраста способны понимать более слож­ные причинно-следственные связи. Поэтому нужно объяснить им, что многие птицы улетают не от того, что им холодно. Ребята должны осознавать иную связь между падением температуры и отлетом пер­натых в теплые края: похолодание - увядание растений - исчезно­вение насекомых - отлет птиц.

Для лучшего усвоения информации об осени в целом и о птицах в частности, следует проводить соответствующие занятия. На них педагог еще раз напоминает детям о необходимости заботиться об оставшихся птицах, подробнее рассказывает о правильном уходе за ними, уточняет знания воспитанников о той или иной птице.

В конце занятия надо предложить ребятам подумать о том, по­чему мы оберегаем птиц, какую пользу они приносят.

Воспитатель рассказывает детям, что для того чтобы к кормушкам постоянно прилетали птицы, их (кормушки) нужно всегда держать на одном и том же месте, а зимой втыкать рядом с ними в снег веники из сорных растений.

Продолжается знакомство и с повадками животных в осенний период.

Воспитатель знакомит детей с сезонны­ми особенностями образа жизни земновод­ных, связанными с условиями среды (напри­мер, лягушка в тепле бодрствует, а при на­ступлении холодов засыпает).

Педагог рассказывает о том, как ежи го­товятся к зиме, какие запасы делают на зиму белки.

Неплохо рассказать о лосе: о том, что люди заботятся об этих животных.

Нужно систематически проверять зна­ния детей о насекомых, а также то, насколько ясно ребята представляют себе причины ис­чезновения бабочек, жуков и т. д., показы­вать им оцепеневших насекомых в щелях.

Эти рассказы и наблюдения помогают формировать у дошкольников знания о при­способляемости диких животных к сезонным (зимним) условиям. Дети осознают цепочку связей: погодные условия - наличие (отсут­ствие) корма - образ жизни животного.

Для создания эмоционально-познава­тельной атмосферы среди детей, а также с целью помочь им более полно и осознанно усвоить знания об осени, можно провести досуг "Осень - перемен восемь". Ребята познакомятся с народными по­словицами, поговорками, научатся отгадывать загадки об осени и, что самое главное, получат мотивацию к дальнейшим наблюдениям.

13 ноября 2016 в 14:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.