|
Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе. Консультация для родителей.
Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе.
Исакова Н.И., воспитатель
МАОУ «Школа № 30» (дошкольный уровень)
Изучение и сопоставление различных дошкольных образовательных программ, результатов анкетирования и опроса дали возможность определить варианты взаимодействия педагогов детского сада с родителями по вопросам приобретения, использования игр и игрушек в условиях семьи. Это обучение родителей педагогическим технологиям игровой деятельности с ребенком, консультирование по вопросам создания предметно-развивающей среды дома, информирование о психолого-педагогической значимости игрушки, знакомство с новинками игровой продукции.
На встречах с родителями детей старшего дошкольного возраста необходимо раскрыть программные требования к выпускнику детского сада и продемонстрировать игры и игрушки, помогающие освоить эти требования в игровой деятельности. Ведь так часто декларируемые слова "игра - ведущий вид деятельности дошкольника" остаются только словами и подменяются проведением занятий в искаженной классно-урочной системе.
Еще в прошлом веке "Азбука семейной жизни" предупреждала молодых родителей о том, что ребенок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми. Поэтому в первую очередь родителям следует знать, что такое школьная зрелость.
Существует три основных направления, по которым определяется степень готовности ребенка к школе:
1. Психофизиологическое направление:
• общее физическое развитие;
• характеристика движений;
• степень моторики рук;
• произвольная регуляция действий;
• уровень работоспособности и степень утомляемости.
2. Интеллектуальное направление:
• уровень знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей действительности;
• степень развития мыслительных операций;
• развитие отдельных познавательных психических процессов.
3. Личностная готовность ребенка:
• наличие нравственных категорий;
• применение волевых усилий;
• сформированность навыков совместной деятельности (навыки общения с детьми и взрослыми);
• умение слушать другого человека;
• уровень самооценки дошкольника.
Готовя ребенка к учебе в школе, родители должны учитывать психолого-педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботиться о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек, - это поможет приучить ребенка к бережливости и аккуратности. При этом им необходимо наблюдать за играми дошкольника, обращать внимание на то, кого он изображает, разнообразны ли сюжеты игр или изо дня в день повторяется одно и то же, умеет ли ребенок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры. Именно в процессе игры происходит формирование личностной готовности дошкольника к обучению. Разнообразное содержание развивающих игр (сюжетно-ролевых или дидактических) позволяет родителям в домашних условиях реализовать интеллектуальное направление ребенка по подготовке к школе.
На основе действующих программ по дошкольному образованию рассмотрим некоторые требования к знаниям и умениям выпускника детского сада и примерную тематическую направленность игр и игрушек, которые помогают сформировать у будущего первоклассника представление об окружающем мире (табл.).
№ п/п |
Знания и умения ребенка, которыми он должен владеть перед поступлением в школу |
Тематическая
направленность игр |
1 |
2 |
3 |
1 |
Ребенок должен знать
- свое имя, отчество, фамилию, возраст;
- имена, отчества и фамилии родителей;
- всех членов семьи |
Настольные игры, пособия, пазлы, лото (в т. ч. звуковые), викторины, наборы фотографий, карты и т. д. из различных материалов на темы: "Семья", "Моя квартира", "История города" (например, Москвы). Конструкторы и строительные наборы на темы: "Дом", "Деревенская избушка", "Фермер", "Храм" и др. |
2 |
- название города, в котором он живет;
- свой домашний адрес;
- основные достопримечательности родного города |
|
3 |
Ребенок должен быть знаком с основами безопасности жизнедеятельности |
Игры на изучение основ безопасности жизнедеятельности (наборы дорожных знаков, лото, домино, конструкторы): "Улица", "Опасные ситуации", "Опасно - безопасно", "Дорожные знаки", "Правила дорожного движения", "Азбука пешехода", "Дорога", "Светофор", "Горящий дом" и др. |
4 |
Различать виды транспорта |
Домино, конструкторы, лото, наглядно-дидактические пособия, рамки-вкладыши по видам транспорта (автомобильный, водный, железнодорожный и др.), игрушечные машины, в т. ч. специальные (пожарная, скорой помощи, трейлер, самосвал, кран, цистерна, ракетовоз и др.) |
5 |
Иметь представление о различных профессиях |
Настольно-печатные и развивающие игры, лото, дидактические наборы, конструкторы на темы: "Профессии", "Спасатели", "Парикмахерская", "Пожарная станция", "Супермаркет", "Мини-магазин", "Мастерская" и т. д. |
6 |
Правильно называть:
- месяцы года;
- последовательность времен года. Знать основные приметы, стихи, загадки и пословицы о временах года |
Объемные лото, настольно-печатные игры, дидактические наборы, лото и домино, например, "Времена года", "Многоцветный круг", "Сказочный круг", "Календарь погоды" и др. |
7 |
Помнить названия и порядок дней недели |
Лото, домино, настольно-печатные и развивающие игры, конструкторы, например, "Все о времени", "Я учу дни недели", "Веселый распорядок дня" и т. д. |
8 |
Различать домашних и диких животных, обитающих в России, жарких и северных странах; знать их повадки и отличия, названия детенышей; иметь представление о зимующих и перелетных птицах |
Игрушки, изображающие животных и их детенышей, лото, домино, настольно-печатные и развивающие игры, например, "Семья ягненка (жеребенка, козленка, поросенка)"; "Кто чья мама?", "Дикие (домашние) животные и их детеныши"; "Животные Севера", "Зоологическое лото", "Загадки о животных", "Земля и ее обитатели", "В мире животных (Кто где живет?)", "Живая природа", "Перелетные птицы", "Зимующие птицы" и др. |
9 |
Знать и различать овощи, фрукты, ягоды, продукты питания |
Дидактические пособия, лото (в т. ч. объемные), развивающие игры, кубики, мозаики, настольно-печатные игры, например, "Корзинка с фруктами или овощами", "Фрукты", "Овощи", "Ягоды лесные", "Ягоды садовые", Тде мы растем?", "Аскорбинка и ее друзья", "Пирамида здоровья" и др. |
10 |
Уметь:
- рассказывать русские народные сказки;
- последовательно пересказывать прослушанный (прочитанный) рассказ;
- составлять рассказ по картинке |
Настольно-печатные игры, наглядно-дидактические пособия, кукольный театр и т. д., например, "Расскажи сказку", "Герои русских сказок", "Сказки о животных", "Играем в театр", "Русские народные сказки", "Опорные картинки для пересказа", "Короткие истории", "Истории в картинках", "Развиваем речь", "Незнайка в Солнечном городе" и др. |
11 |
Ребенок должен:
- различать гласные и согласные звуки;
- определять количество и последовательность звуков в словах
- делить слова на слоги |
Настольно-печатные и развивающие игры, наглядно-дидактические пособия, игры в слова, например, "Заселяем домики", "Звуки", "Веселые звуки", "Речевая тропинка", "Делим слова на слоги", "Прочитай по первой букве" и др. |
12 |
Различать и правильно называть геометрические фигуры:
- круг;
- квадрат;
- треугольник;
- прямоугольник; - овал |
Дидактические наборы, настольно-печатные игры, лото, конструкторы, развивающие и логические игры, например, "Форма", "Геометрические фигуры", "Цветная геометрика", "Квадраты", "Геометрические формы", "Геометрические фигуры" и др. |
13 |
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ) |
Дидактические игры "Не ошибись!", "Найди по описанию" и т. д. |
14 |
Считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10 |
Развивающие и логические игры "Математика 1, 2, 3", "Математические весы", "Счетные кубики", "Математические яйца", "Играем в математику", "Веселый счет", "Юный математик", "Первый счет", "Счетные палочки Кюизенера", "Логика и цифры", "Набор цифр и знаков", "Считалочка с Русалочкой", "Считалочка с Маугли", "Умное домино" и т. д. |
15 |
Владеть ножницами и карандашом, уметь резать бумагу на полоски, вырезать по контуру предметы и знакомые геометрические фигуры, рисовать карандашом геометрические фигуры, людей, проводить вертикальные и горизонтальные линии, штриховать изображения предметов, не выходя за контуры |
Развивающие и логические игры, дидактические пособия из различных материалов, например, "Геометрическая мозаика"; "Моторика 1, 2, 3", "Трафареты", "Умные клеточки 1, 2, 3" |
16 |
Развивать память, внимание, мышление |
Логические игры и дидактические пособия на разных материалах, например, "Развиваем память", "Что перепутал художник?", "Смотри, играй, запоминай", "Морской бой" и др. |
"... Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой" - эти строки написаны М. Горьким в прошлом столетии и по-прежнему актуальны.
13 ноября 2016 в 14:50
|