Группа "Васильки", МАОУ "Школа №30" (дошкольный уровень), г.Ростов-на-Дону.

Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе. Консультация для родителей.

 Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе.

 

Исакова Н.И., воспитатель

 МАОУ «Школа № 30» (дошкольный уровень)

 

Изучение и сопоставление различных дошкольных образовательных программ, результатов анкетирования и опроса дали возможность определить варианты взаимодействия педагогов детского сада с родителями по вопросам приобретения, использования игр и игрушек в условиях семьи. Это обучение родителей педагогическим технологиям игровой деятельности с ребенком, консультирование по вопросам создания предметно-развивающей среды дома, информирование о психолого-педагогической значимости игрушки, знаком­ство с новинками игровой продукции.

На встречах с родителями детей старшего дошкольного возраста необ­ходимо раскрыть программные требования к выпускнику детского сада и продемонстрировать игры и игрушки, помогающие освоить эти требования в игровой деятельности. Ведь так часто декларируемые слова "игра - ведущий вид деятельности дошкольника" остаются только словами и подменяются проведением занятий в искаженной классно-урочной системе.

Еще в прошлом веке "Азбука семейной жизни" предупреждала молодых родителей о том, что ребенок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми. Поэтому в первую очередь родителям следует знать, что такое школьная зрелость.

Существует три основных направления, по которым определяется степень готовности ребенка к школе:

1. Психофизиологическое направление:

• общее физическое развитие;

• характеристика движений;

• степень моторики рук;

• произвольная регуляция действий;

• уровень работоспособности и степень утомляемости.

2. Интеллектуальное направление:

• уровень знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей действительности;

• степень развития мыслительных операций;

• развитие отдельных познавательных психических процессов.

3. Личностная готовность ребенка:

• наличие нравственных категорий;

• применение волевых усилий;

• сформированность навыков совместной деятельности (навыки об­щения с детьми и взрослыми);

• умение слушать другого человека;

• уровень самооценки дошкольника.

Готовя ребенка к учебе в школе, родители должны учитывать психолого-педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботиться о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек, - это поможет приучить ребен­ка к бережливости и аккуратности. При этом им необходимо наблюдать за иг­рами дошкольника, обращать внимание на то, кого он изображает, разнообраз­ны ли сюжеты игр или изо дня в день повторяется одно и то же, умеет ли ребе­нок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры. Именно в процессе игры происходит формирование личностной готовности дошкольника к обучению. Разнообразное содержание развивающих игр (сюжетно-ролевых или дидактических) позволяет родителям в домашних условиях реализовать интеллектуальное направление ребенка по подготовке к школе.

На основе действующих программ по дошкольному образованию рассмотрим некоторые требования к знаниям и умениям выпускника детского сада и пример­ную тематическую направленность игр и игрушек, которые помогают сформиро­вать у будущего первоклассника представление об окружающем мире (табл.).

№ п/п

Знания и умения ребенка, которыми он должен владеть перед поступлением в школу

Тематическая

направленность игр

1

2

3

1

Ребенок должен знать

- свое имя, отчество, фамилию, воз­раст;

- имена, отчества и фамилии родителей;

- всех членов семьи

Настольные игры, пособия, пазлы, лото (в т. ч. звуко­вые), викторины, наборы фотографий, карты и т. д. из различных материалов на темы: "Семья", "Моя квартира", "История города" (например, Москвы). Конструкторы и строительные наборы на темы: "Дом", "Деревенская избушка", "Фермер", "Храм" и др.

2

- название города, в котором он живет;

 - свой домашний адрес;

 - основные достопримечательности родного города

3

Ребенок должен быть знаком с основами безопасности жизнедеятельности

Игры на изучение основ безопасности жизнедеятельности (наборы дорожных знаков, лото, домино, конструкторы): "Улица", "Опасные ситуации", "Опасно - безопасно", "Дорожные знаки", "Правила дорожного движения", "Азбука пешехода", "Дорога", "Светофор", "Горящий дом" и др.

4

Различать виды транспорта

Домино, конструкторы, лото, наглядно-дидактические пособия, рамки-вкладыши по видам транспорта (автомо­бильный, водный, железнодорожный и др.), игрушечные машины, в т. ч. специальные (пожарная, скорой помощи, трейлер, самосвал, кран, цистерна, ракетовоз и др.)

5

Иметь представление о различных профессиях

Настольно-печатные и развивающие игры, лото, дидак­тические наборы, конструкторы на темы: "Профессии", "Спасатели", "Парикмахерская", "Пожарная станция", "Супермаркет", "Мини-магазин", "Мастерская" и т. д.

6

Правильно называть:

 - месяцы года;

- последовательность времен года. Знать основные приметы, стихи, загадки и пословицы о временах года

Объемные лото, настольно-печатные игры, дидактиче­ские наборы, лото и домино, например, "Времена года", "Многоцветный круг", "Сказочный круг", "Календарь погоды" и др.

7

Помнить названия и порядок дней недели

Лото, домино, настольно-печатные и развивающие игры, конструкторы, например, "Все о времени", "Я учу дни недели", "Веселый распорядок дня" и т. д.

8

Различать домашних и диких животных, обитающих в России, жарких и северных странах; знать их повадки и отличия, названия детенышей; иметь представле­ние о зимующих и перелетных птицах

Игрушки, изображающие животных и их детенышей, лото, домино, настольно-печатные и развивающие игры, например, "Семья ягненка (жеребенка, козленка, поросен­ка)"; "Кто чья мама?", "Дикие (домашние) животные и их детеныши"; "Животные Севера", "Зоологическое лото", "Загадки о животных", "Земля и ее обитатели", "В мире животных (Кто где живет?)", "Живая природа", "Перелет­ные птицы", "Зимующие птицы" и др.

9

Знать и различать овощи, фрукты, ягоды, продукты питания

Дидактические пособия, лото (в т. ч. объемные), развиваю­щие игры, кубики, мозаики, настольно-печатные игры, например, "Корзинка с фруктами или овощами", "Фрукты", "Овощи", "Ягоды лесные", "Ягоды садовые", Тде мы рас­тем?", "Аскорбинка и ее друзья", "Пирамида здоровья" и др.

10

Уметь:

- рассказывать русские народные сказки;

- последовательно пересказывать прослушанный (прочитанный) рассказ;

 - составлять рассказ по картинке

Настольно-печатные игры, наглядно-дидактические посо­бия, кукольный театр и т. д., например, "Расскажи сказку", "Герои русских сказок", "Сказки о животных", "Играем в театр", "Русские народные сказки", "Опорные картинки для пересказа", "Короткие истории", "Истории в картинках", "Развиваем речь", "Незнайка в Солнечном городе" и др.

11

Ребенок должен:

- различать гласные и согласные звуки;

- определять количество и последова­тельность звуков в словах

 - делить слова на слоги

Настольно-печатные и развивающие игры, наглядно-дидактические пособия, игры в слова, например, "Засе­ляем домики", "Звуки", "Веселые звуки", "Речевая тро­пинка", "Делим слова на слоги", "Прочитай по первой букве" и др.

12

Различать и правильно называть геомет­рические фигуры:

- круг;

- квадрат;

- треугольник;

- прямоугольник; - овал

Дидактические наборы, настольно-печатные игры, лото, конструкторы, развивающие и логические игры, напри­мер, "Форма", "Геометрические фигуры", "Цветная геометрика", "Квадраты", "Геометрические формы", "Геометрические фигуры" и др.

13

Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ)

Дидактические игры "Не ошибись!", "Найди по описанию" и т. д.

14

Считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10

Развивающие и логические игры "Математика 1, 2, 3", "Математические весы", "Счетные кубики", "Математиче­ские яйца", "Играем в математику", "Веселый счет", "Юный математик", "Первый счет", "Счетные палочки Кюизенера", "Логика и цифры", "Набор цифр и знаков", "Считалочка с Русалочкой", "Считалочка с Маугли", "Умное домино" и т. д.

15

Владеть ножницами и карандашом, уметь резать бумагу на полоски, вырезать по контуру предметы и знакомые геометри­ческие фигуры, рисовать карандашом геометрические фигуры, людей, прово­дить вертикальные и горизонтальные линии, штриховать изображения предме­тов, не выходя за контуры

Развивающие и логические игры, дидактические посо­бия из различных материалов, например, "Геометриче­ская мозаика"; "Моторика 1, 2, 3", "Трафареты", "Умные клеточки 1, 2, 3"

16

Развивать память, внимание, мышление

Логические игры и дидактические пособия на разных материалах, например, "Развиваем память", "Что перепу­тал художник?", "Смотри, играй, запоминай", "Морской бой" и др.

"... Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружаю­щий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой" - эти строки напи­саны М. Горьким в прошлом столетии и по-прежнему актуальны.

13 ноября 2016 в 14:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.